Eugene (Hanan) Krasnoshtein (3_14pi) wrote,
Eugene (Hanan) Krasnoshtein
3_14pi

Открытое письмо Диане

В журнале Дианы  (eitne) последние дни развернулась крайне эмоциональная дискуссия на тему гражданского долга, безразличия и меркантильности. Началась она после того, как автор осудил тех своих “друзей”, которые сознательно не откликнулись на её просьбу продублировать в своих журналах кросспост в поддержку французкого театра, стоящего на грани уничтожения. Постепенно разговор переместился в более общую сферу, зайдя о том, насколько вообще правомерно требовать от людей совершения добрых дел и в какой форме это можно делать. Именно этой теме я хочу посвятить свой пост, адресуя его непосредственно Диане.

Понятия добра и зла не имеют строгих определений, тем не менее, человечество выработало некие общие принципы, позволяющие как-то отличать одно от другого и сформулировало их в религиозных заповедях, в моральных и нравственных нормах, в шкале ценностей. Однако, всего этого недостаточно, чтобы утверждать однозначно, что в данной ситуации является добром, а что злом. Такое разночтение постоянно вызывает дискуссии и даже ожесточённую борьбу.
В этом тексте, не претендуя на право знания истины, я хочу высказать своё отношение к завязавшемуся в журнале Дианы споре. Хочу, потому что вопросы, которые обсуждались в этом жарком диспуте (с элементами перепалки) и которые волнуют всех его участников, начиная с автора журнала, чрезвычайно важны и для меня, но моё мнение несколько отличается от взгляда Дианы.
Если говорить о неком идеальном понятии добра, то для меня его выражением является гармония. Если бы чисто гипотетически я мог создать идеальное общество по своему усмотрению, то в нём главной ценностью считалось бы умение преодолеть своё экзистенциальное начало на пути творческой деятельности, а второй по важности - умение получать экзистенциальную радость и удовлетворение от сделанного, умение уважать, ценить и извлекать пользу из результатов своего и чужого труда. На мой взгляд, первое важнее второго и истинное творчество не может иметь цели личной выгоды и меркантильного интереса. Но воторое является критерием истинности пути, оно позволяет отличить правильный путь от ошибочного. Познание истины в конце концов должно иметь материальные плоды приностй пользу, иначе оно выраждается в науку ради науки, в искусство ради искусства, в доброе дело ради доброго дела.
Пренебрежение первым порождает жестокость безразличия, вторым – жестокость одержимости. И пусть жестокость безразличия намного хуже, но любая жестокость свидетельствует об неумении почувствовать окружающий мир, о недостаточной любви к нему. Я не утверждаю, что идея должна непосредственно служить людям, пусть она служит развитию, но тогда критерием развития должно считать возрастающее в конечном итоге экзистенциальное счастье людей. Если же идея длеает в конце концов людей несчастнее, то в моём понимании это идея ошибочная и плохая.
Да я согласен с Дианой и сам говорю постоянно, что сегодняшний мир погряз в равнодушии, что он захлёбывается в бессмысленных чувственных удовольствиях, что он паразитирует на созданном нашими предками, используя и разрушая их духовные и материальные ценности. Я согласен, что каждый человек, видящий и понимающий, это обязан каким-то образом противостоять такой тенденции. Это долг современного человека, долг в той же мере, в какой в Отечественную был защищать свою Родину. Разве что нынче нашей Родиной становится весь земной шар.
Но защищать его можно по разному, можно делать это воюя на передовой, можно укрепляя тыл. Каждый должен делать то, в чём лучше разбирается, к чему больше лежит душа. Кто-то может рожать детей и воспитывать их настоящими порядочными и образованными людьми, кто-то просто хорошо изо дня в день делать свою работу, благодаря которой ещё ходят поезда, действуют заводы и печётся хлеб, а кто-то противостоять деградирующей власти через общественные институты.
Да я согласен с Дианой, что это в каком-то смысле война, что либо они нас, либо мы их, но я против тезиса <цель оправдывает средства>, я против того, чтобы называть тех, кто не думает так, как я, своими врагами и мечтать об их уничтожении. Я думаю что это путь не принесёт желанных плодов, не сделает более счастливым никого, а более несчастным – множество.
Я думаю, что многие из тех, кто сегодня не с нами, сами в глубине души не очень счастливы, но они слишком слабы или недостаточно прозорливы, чтобы увидеть пустоту, ожидающую их в конце избранного пути. Но их невозможно сегодня заставить это увидеть, они должны сами ощутить ужас бессмысленности существования. Любая агрессия лишь настроит их против нас.
Нет, Диана, я не против жёсткости и строгости, но только в сочетании с добротой. Не с той лицемерной, сюсюкающей и самоуспокоительной, которая подсаживает работоспособного на благотворительность, а добротой сострадающей, стремящейся свести к минимуму неизбежную жёсткость. Я против метода кнута и пряника. И то, и другое – крайности, которые воспитывают манипулятивную, внутренне противоречивую личность. Наказание кнутом рождает страх и ненависть, поощрение пряником – корыстолюбие. Но я за строгость и доброту, т.к. эти два качества в сумме дают любовь.
Мы с вами, Диана, одной крови вы и я, но мы одной крови и со всеми, кто нас окружает. В мире людей, как и в джунглях, выживает сильнейший, только истинная сила не в острых клыках и большом капитале, а в умении ощутить это единство крови и служить на его благо, не в мастерстве убивать, а в способности находить возможность взаимодействия. Истинная сила побеждает без боя и именно к ней и надо стремиться. Это сила гармонии, сила добровольного стремления частей к образованию целого.
Tags: избранное, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments