Eugene (Hanan) Krasnoshtein (3_14pi) wrote,
Eugene (Hanan) Krasnoshtein
3_14pi

Интегральная физиогномика (окончание)

Продолжение статьи "Интегральная физиогномика". Начало здесь
Эффективность и достоверность
В силу того, что портреты, как правило, составлены в свободной форме оценка их достоверности может опираться только на субъективные впечатления клиента. В первые годы, когда интегральный физиогномический анализ только формировался как диагностический метод, примерно 10-15 % клиентов не “узнавали” себя в предложенном анализе. Среди главных причин ошибок можно назвать две. Первая состояла в неоправданной экстраполяции, т.е. додумывании, жизненных сюжетов и психологических черт на основе не очень чётких ощущений. Это было похоже на попытку детально описывать предметы, которые еле различимы в тумане. Естественно, в таких случаях были неизбежны большие ошибки. Второй причиной являлись проекции, когда фотография вызывала сильные чувства, такие как симпатия, антипатия, раздражение, гнев, возбуждение, при этом ошибочно делался вывод, что причина возникновения подобных чувств в особенностях характера анализируемого человека, а не аналитика. Обе эти ошибки помогает преодолеть опыт, и в последние три-четыре года случаи ошибок снизились до 2-3%
Сами клиенты часто характеризуют точность совпадения портрета с реальностью в процентах, называя, как правило, цифру 80±5%. Однако, главное в физиогномическом портрете не формальная точность, а то, что человек, во-первых, получает подтверждение своим догадкам, смутным ощущениям, подозрениям. Ведь если они озвучены кем-то, кто с ним совершенно не знаком, только глядя на фотографию, это означает, что они реально, объективно существуют. Во-вторых, клиент получает чёткую и лаконичную картину, описывающую его основные черты, наиболее вероятный сценарий их формирования и взаимосвязь между ними и поведенческими особенностями. Я процитирую фрагменты из письменных ответов клиентов после прочтения своих физиогномических портретов.
“Когда начал читать, что там написано, был поражен точностью многих событий и черт! Было указано то, что я видел, но не мог понять, почему и целостно описать! Я обратил внимание, что во многих вещах не смог бы себе признаться, скорее всего, еще долгое время...
Так же увидел то, что говорили мне другие, и то что я сам знаю, но не могу ничего с этим сделать”

“Во-первых, невероятно, что только по фотографии можно "залезть" так глубоко и так точно.
Во-вторых, и это связано с во-первых, мне всегда интересно в себе копаться, но наступает момент, когда "ходишь по кругу", а тут предложены такие направления, по которым я еще толком не ходила, хотя и думала о них. Это дает очень хорошую пищу для дальнейших размышлений.”

“Кто-то сочтет это шарлатанством, кто-то еще как-то странно может подумать про подобную возможность, но для меня очевидно, что то, что я узнала, очень ценно и важно. Тем более что умудренная чтением психологических книг и посещением нескольких тренингов, я ожидала одного, а получила совсем другое. Оказалось, я как всегда все свои проблемы преувеличиваю”
“Информация, которую я получила, даже не столько о себе, сколько, в первую очередь, о любимых мне людях – была очень важна и абсолютно необходима для меня. Сейчас у меня есть план работы и «свет в конце туннеля». Все про меня, мужа и моих детей - вещи, которые невозможно просто придумать, как в газетах прогноз по знакам зодиака, который может в принципе подойти каждому. Тут было такое, что возникает полное согласие внутри - типа, о! Так вот что я искала!”
“ По поводу портрета хочу сказать, что я не столько узнала о себе что-то новое, сколько убедилась в верности своих предположений о том, почему возникают проблемы (быстрый спад интереса, тревожность). Приятно, что те направления и способы работы, которые мне кажутся интересными, а я сомневалась, что это мое, и я справлюсь (общение с людьми, участие в крaткосрочных и интенсивных проектах, направленность на горизонтальный карьерный рост, работа тренинг-менеджером), на Ваш взгляд, как раз мне подходят. А поддержка моих догадок о себе мне очень нужна.
Ваше мнение, в данном случае, так как мы почти не знакомы, я ценю как некое собирательное зеркало, в котором отражается то, что у меня "на лице написано". Т.е. то, что и другие люди, вероятно, видят-чувствуют, только осознать и озвучить не всегда могут или хотят. Такое сказочное говорящее зеркало получается. Мне в Вашем методе наиболее "чудесным" показалось умение отследить эмоции и ощущения, перевести их в четкие описания и рекомендации и донести на понятном языке (стиль, термины). ”


Виды анализов
Психологический анализ человека, сделанный на основе интегральной физиогномики, является диагностическим инструментом с очень широким спектром применения. Преимущества метода состоят в том, что он практически не требует никаких предварительных затрат со стороны клиента. Он идеально подходит для дистанционной работы (при помощи интернета) и может быть использован без участия и даже без ведома анализируемого человека. Таким образом, его можно применять для анализа не только самого клиента, но и тех, с кем клиент связан или о ком ему важно получить  дополнительную информацию. Эти особенности позволяют использовать метод для нескольких, заметно отличающихся друг от друга, видов диагностики. Ниже перечислены наиболее востребованные из них.
Психологический портрет. Это базовый вид анализа, который в определённой степени присутствует во всех других. Он включает в себя описание общих черт характера, способностей, предрасположенности к различным видам деятельности, анализ основных психологических проблем и моделирование наиболее вероятных причин их возникновения.

Анализ отношений: предназначен для людей, чьи отношения зашли в тупик или развиваются не так, как хотелось бы обеим сторонам. Как правило, с таким запросом обращаются пары, связанные романтическими или супружескими отошениями, реже - родители и дети. Цель анализа – охарактеризовать основные проблемы, возникающие в отношениях, смоделировать преобладающие поведенческие паттерны, приводящие к конфликтам или непониманию, показать, что связывает людей, а что приводит к противоречиям и предложить возможные пути конструктивного взаимодействия.
Анализ типичного выбора: предназначен для мужчин и женщин, которым не удаётся создать длительные и благополучные отношения в паре. Этот анализ является своеобразным проективным тестом, при котором, проанализировав фотографии избранников или избранниц, можно выявить основную черту, привлекающую в них человека. Как правило, выясняется, что это некая проблема, являющаяся дополнительной к той, что есть у самого клиента. Обычно люди в определённой степени знакомы с ней, но когда нейтральный и не обладающий предварительной информацией человек формулирует её и объясняет механизмы её проявления в типичных поведенческих паттернах, то это оказывает сильное воздействие и история отношений с противоположным полом предстаёт в виде осмысленной цепочки закономерных событий.
Этот вид анализа существует в двух модификациях. В качестве анализируемых избранников можно использовать либо фотографии понравившихся незнакомых людей, взятые, например, на сайтах знакомств, либо снимки тех, с кем у клиента существовали реальные отношения.
Портрет ребёнка: предназначен для родителей, которые хотят лучше понять своего ребёнка. Этот вид анализа направлен на выявление заложенных в ребёнке  способностей, интересов, преимущественных способов восприятия и переработки информации, а так же причин перманентного дискомфорта, если таковой наблюдается. Достоверный анализ можно проводить, начиная примерно с 3-4 лет, реже с 2. В младенческом возрасте лицо ребёнка, как и его личность, ещё недостаточно сформировано, в нём слишком многое  не определено, чтобы делать достоверный анализ.
Бизнес анализ: предназначен для оценки деловых качеств потенциальных партнёров по бизнесу или претендентов на ту или иную должность.
Возможные исследования.
В психологии как науке и сфере практической деятельности интегральная физиогномика может использоваться в двух принципиальных направлениях. Во-первых, в качестве многоцелевого диагностического инструмента, наряду с психологическими тестами.  Во-вторых, как основание для широкого спектра психологических исследований, посвящённых выявлению тех особенностей в личности и истории человека, которые могут быть достоверно считаны с его внешности. 
Первоочередная задача таких исследований верификация метода как такового, определение его возможностей, границ и статистической достоверности. Можно предложить несколько вариантов подобных исследований. Например, это может быть сравнение  физиогномического анализа с результатами других психодиагностических методик. Другой подход к верификации может основываться на степени узнаваемости психологического портрета самими людьми.
Другой класс исследований можно посвятить изучению корреляции между известными фактами о человеке и их вероятностным анализом, сделанным на основе фотографии. Например, глядя на лицо взрослого человека, физиогномист может дать оценку вероятностей того, состоит ли он в браке, имеет ли опыт развода, есть ли у него дети, воспитывался ли он в полной семье, успешен ли в профессиональной деятельности, наличие способностей в тех или иных областях и т.д. Если при сравнении оценок и реальных фактов мы получим статистически достоверное совпадение то сможем сделать сразу два вывода. Во-первых, относительно эффективности метода интегральной физиогномики как такового, во-вторых, о том, какие личностные и биографические особенности могут быть в принципе узнаны при взгляде на лицо. Это исследование может быть особенно интересно и иметь не только академическую, но и практическую пользу, если по тому же принципу исследовать возможность предсказания тех или событий по фотографиям, сделанным ещё до того, как они произошли. Так, возможно, на лице отображаются предвестники болезней за долго, до их физических проявлений. Речь, в первую очередь, идёт об опасных и связанных с психосоматическими факторами сферах, таких, например, как поражение сердечнососудистой системы или онкология.
Обучение
Обучение методу интегральной физиогномики должно идти по двум направлениям: теоретическом и практическом. Теоретическая часть состоит, в основном, в изучении психологии, как описательного и систематизированного аппарата и как метаязыка, который нужно знать, чтобы лучше понимать психологические процессы и чтобы суметь донести до клиента результаты анализа.
Практическая часть базируется на приобретении опыта составления физиогномических анализов с возможностью их дальнейшей проверки достоверными фактами. В период, когда я сам обучался этому искусству, я наработал несколько упражнений, помогающих обучению. Главным материалом для  приобретения навыков анализа были для меня интернет порталы знакомств. В них была возможность смотреть на фотографию человека и мысленно анализировать то, как он расскажет о себе в анкете, а затем сравнивать свой вариант с реальным. Таким образом я просмотрел более тысячи фотографий и получил ценный опыт, позволивший делать анализы быстрее и точнее. Другой вид упражнений – работа с семейными альбомами. В ней можно учиться сразу нескольким вещам. Во-первых, составление общих психологических портретов с возможностью проверить с помощью хозяев альбомов точность своего анализа. Во-вторых, анализ фотографий членов одной семьи позволяет создать обобщённый семейный портрет, с родовыми тенденциями и повторяющимися сценариями. Такое упражнение учит системному мышлению, умению видеть частную жизнь в контексте семейной и родовой динамики. И последнее упражнение – анализ с целью прогноза. Его задача уловить основные линии динамики развития человека, глядя на его фотографию в молодые годы, и смоделировать наиболее вероятную линию его дальнейшей судьбы. Это упражнение прекрасно работает с групповыми фотографиями выпускных классов, сделанных 20-30 лет назад. Судьба многих одноклассников уже известна, по большому счёту, и точность прогноза легко проверить.
Описанные выше упражнения каждый человек может выполнять самостоятельно, дополняя и расширяя их различными вариациями. Однако первые шаги лучше делать с тем, кто уже владеет методикой.  Потому что на первом этапе очень важно научиться идентифицировать и интерпретировать ощущения, которые передают необходимую информацию, и лучше всего делать это в процессе диалога с тем, кому они хорошо знакомы.
Заключение
Физиогномика возникла из совершенно здравой мысли о том, что форма и содержание должны быть проявлены друг в друге, и что, анализируя форму, мы можем многое понять о содержании. Однако путь анализа изначально был выбран не продуктивный, не учитывающий всей сложности человеческой личности и неоднозначности влияния её черт на внешность. Подобно тому, как попытки античной философии описать всё многообразие вещей через взаимодействие пяти первоэлементов, были обречены на неудачу, так же и формальный подход в физиогномике никогда не достигнет удовлетворительного совпадения с реальностью. В обоих случаях заблуждение состоит в том, что в качестве элементарных “кирпичиков”, субстратов выбраны слишком “крупные” детали, оставляя неучтенными множество факторов, влияющих на общую картину. В результате “мозаика”, составленная из этих частей, оказывается слишком грубым и малоузнаваемым подобием реальности.
Формальный подход в физиогномике, претендовавший на статус точной науки, привёл к противоположному результату. Эта дисциплина приобрела черты  оккультизма и была вынесена за рамки академического знания. Интегральный подход пытается исправить это положение и вновь открыть для физиогномики дверь в научный мир. Однако он делает это принципиально иным образом. Он не пытается создать свой собственный объяснительный аппарат, оставляя эту задачу для уже существующих областей знания и сосредотачиваясь исключительно на феноменологической стороне явления. На данный момент нас интересует, работает ли это в принципе и, если да, то насколько точно и для решения каких задач. Мы понимаем, что интегральная физиогномика апеллирует, в том числе, и к трансперсональным уровням психики, само существование которых до сих пор не вполне признано в академическом мире. Так пусть она станет ещё одним объектом исследований в этой сфере, умножающим наше экспериментальное знание о ней.
Значение интегральной физиогномики не ограничивается только её практической пользой и ценностью для естественных наук. Эта сфера знаний напрямую связана с коллективным бессознательным, которое посредством тысячелетней  культурной традиции говорит о связи лица и внешности в целом с психологическими особенностями и состояниями. Мы постоянно встречаем в литературе и фольклоре фразы о том, что можно увидеть в “глубине глаз”, которые “зеркало души” или о “чувственном рте”, “упрямом подбородке”, о мудрости “высокого лба“ и гордости “носа с горбинкой“.  Мы столетия обсуждаем загадочность улыбки Джоконды и многозначительность рук Адама и Бога-Отца в росписи Сикстинской капеллы. Всё это является, по сути, спонтанной физиогномикой
Таким образом, интегральная физиогномика объединяет в себе самые разные сферы: практическую пользу, искусство, науку, культуру, эзотерическое знание. Она восходит к глубинным областям человеческой психики и перекидывает от них мостик к быту, повседневности, понятным и осязаемым событиям и человеческим качествам. Возможно, в этом и состоит её сила и привлекательность. Автор надеется, что данная статья позволит по-новому увидеть предмет физиогномики как таковой и даст толчок к обсуждению и исследованию этой области.
Список литературы
1.      Илюшечкин, В.Н. Античная физиогномика / Человек и общество в античном мире. - М.: Наука, 1998, с. 441-465
2.      Дружинин, В.  Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Глава 35.  Психология творчества/ СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
Tags: psy_portret, избранное, психология, публикации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments