Eugene (Hanan) Krasnoshtein (3_14pi) wrote,
Eugene (Hanan) Krasnoshtein
3_14pi

Грани одиночества

Давно собираюсь перепечатать своё эссе про одиночество, которое было опубликовано в ру_психолог. Текст был немного изменён и адаптирован к моему ЖЖ, но всё же советую взглянуть на оригинал, в первую очередь из-за интересного обсуждения.

Итак, одиночество это понятие со множеством граней и смыслов. Я хочу привести все возможные его толкования в некоторую систему, не вешая при этом ярлыков, какая из трактовок более верная, а какая менее. Все они имеют право на жизнь.
В первую очередь, важно отличать одиночество как термин, использующийся в контексте философской и психологической литературы, от его более бытовых и интуитивных толкований. Начнём с более академических определений. В экзистенциализме как философском течении, а так же в экзистенциальной психологии, одиночество является одним из центральных понятий. Философы подразумевают под ним изначальную отделённость и обособленность человека от окружающего мира, его конечность в пространстве и времени, уникальность его личности и опыта, ответственность за свои чувства и поступки. Для философа одиночество это в первую очередь свойство любого, “обречённого на бытиё“, субъекта. Такое одиночество я бы назвал онтологическим.

В отличие от философов, психологи, говоря об одиночестве, имеют в виду чувство. Это чувство очень грубо можно разделить на два вида. Первый - экзистенциальное одиночество, которое возникает при встрече с одиночеством онтологическим, со всеми его, описанными выше, аспектами. Эта встреча по силе и трагичности подобна осознанию своей смертности. Она может быть травматичной и разрушительной, запускающей защитные механизмы, а может стать источником более глубокого понимания себя и своего места в мире. Вероятно, разный склад личности, разный возраст и уровень зрелости обладают разной восприимчивостью к переживаниям такой встречи. Кто-то приходит к осознанию и принятию своего экзистенциального одиночества ещё в юности, кто-то лишь в зрелом возрасте, а некоторые – вообще никогда.

Многие психологи считают (и я с ними согласен), что гармония с собственным одиночеством, как и с осознанием своей смертности, способствует более взрослому, зрелому и адекватному отношению к жизни и к себе. Человек, не бегущий чувства экзистенциального одиночества, способен сделать свою жизнь более глубокой и несуетливой, чем тот, кто его боится. Поэтому об экзистенциальном одиночестве часто рассуждают как о ресурсном состоянии, имеющемся у каждого из нас потенциале. Нужно только научиться получать к нему доступ. Страх же и избегание такого одиночества, напротив, ассоциируется с побегом от самого себя и с потенциалом проблем.

Наряду с экзистенциальным одиночеством, психологи говорят о чувстве, связанном с ощущением покинутости, отверженности, изолированности, с депривацией эмоциональных и социальных контактов с другими людьми. Это чувство имеет однозначно негативный и минорный оттенок, и именно такое толкование одиночества ближе всего к его бытовому и привычному для многих смыслу. Такое одиночество ассоциируется с чувством холода или голода, другими словами, свидетельствует о дефиците необходимого для человека количества и уровня общения. Я не нашёл в литературе однозначного термина, описывающего этот вид одиночества, поэтому для удобства изложения буду называть его дефицитарным.

Интересно, что экзистенциальное и дефицитарное одиночества не имеют между собой прямой связи. Так, человек, вполне уже спокойно относящийся к своему экзистенциальному одиночеству, может очень остро переживать одиночество, связанное с разрывом романтических отношений, со смертью или разлукой с близким человеком. И наоборот, можно представить себе индивида, не испытывающего дискомфорта даже при полном отсутствии общения, но панически боящегося мыслей о своём одиночестве перед лицом Вселенной и/или бога.

Кроме онтологического и чувственного аспектов у понятия одиночества есть ещё одна грань – процессуальная, рассматривающая одиночество, как специфическую ситуацию, в которой отсутствует непосредственное общение с другими людьми. Такое одиночество можно назвать ситуативным. В ситуацию одиночества человек попадает либо вынуждено, либо по своей воле. В первом случае мы скорее говорим об изоляции, во втором - об уединении. Об уединении иногда говорят как об позитивной альтернативе одиночества, имея, по всей видимости, в виду, что одиночество это "плохо", а уединение - естественно и нормально. Однако, это не вполне корректно. Уединение - это добровольное одинчество, т.е. одна из его форм. Да, будучи добровольным, уединение, как правило, подразумевает стремление побыть наедине с самим собой, а значит и хорошие отношения со своим экзистенциальным одиночеством. А под "просто" одиночеством имеется в виду его дефицитарная форма, и поэтому оно кажется чем-то совсем иным, приводя к путанице понятий.

Многие люди, говоря об уединении, отмечают, что для них это состояние комфортно только тогда, когда они в принципе не одиноки и чувствуют внутри себя контакт с близкими людьми. Используя предложенную выше терминологию, мы можем сказать, что речь в этом случае речьидёт исключительно об ситуативном одиночестве, поскольку ни онтологическое, ни экзистенциальное, ни дефицитарное здесь не присутствуют. Возможен так же и другое несовпадение ситуатиации и чувств. Я имею в виду "одиночество в толпе", когда процессуально человек совсем не одинок и находится в формальных контактах со множеством других людей. Но это не только не спасает его от чувства одиночества, а даже усугубляет его.
.
Одной из причин, подвигших меня к написанию этого небольшого эссе, явилось бессистемное и некорректное обращение с терминами,описывающими состояния, ситуации и чувства, связанные с одиночеством. Читая статьи на эту тему, в т.ч. и написанные психологами, нередко сталкиваешься с путанницей понятий. Я надеюсь, что этот текст поможет кому-то из читателей систематизировать свои представления об одиночестве и использовать это понятие более точно и продумано. В конце концов, судя по количеству и глубине отзывов, эта тема волнует многих, причём со всех упомянутых сторон. В завершение позвольте пожелать всем вам принятия своего онтологического одиночества, комфорта и ресурсности в одиночестве экзистенциальном, сил и мужества в противостоянии сдефицитарным одиночестве и оптимальной лично для вас пропорции уединения и общения.


Tags: избранное, психология, эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments