Eugene (Hanan) Krasnoshtein (3_14pi) wrote,
Eugene (Hanan) Krasnoshtein
3_14pi

Новые мифы на старые темы.

В этом посте я не буду говорить о фактах, связанных с последним рейдом "Free Gaza", как таковых. Уже много написано, сказано и показано. Мой предыдущий пост был об этом, а вот ещё один, информирующий нас о правовой стороне вопроса. Давайте посмотрим на мифологическую сторону события. Основной миф содержится непосредственно в, закрепившемся  за инцидентом, названии в СМИ: "флотилия мира". Т.е. имеется в виду, что задачей всей компании было укрепление мира в регионе. Мира между кем и кем? Каким способом? Газой управляет ХАМАС, организация, в уставе которой в качестве одной из задач стоит уничтожение Израиля. Я думаю, для всех очевидно, что флотилия была снаряжена не для доставки груза, а для прорыва блокады. Этого сейчас почти никто не отрицает. Зачем прорывать блокаду? Чтобы ввозить в Газу гуманитарную помощь? Допустим. Тогда как сделать так, чтобы туда не ввозили оружие? Или ввоз оружия в Газу тоже служит целям мира? Тогда каким должен быть этот мир? Без Израиля? Похоже, что так. 

Если же посмотреть на произошедшее трезвым взглядом, а не сквозь дымовую завесу мифа о мире, то всё выглядит, как хорошо придуманная политиками и военными акция известных мусульманских стран. Эта флотилия была организована и осуществлена как эффективный инструмент в их борьбе против Израиля. Я сейчас даже не говорю о том, хорошо ли это или плохо. Просто констатирую достаточно очевидный факт. То, что 10 человек заплатили своей жизнью за многократное усиление резонанса этого события в мире, весьма прискорбно, но сути вышесказанного не меняет. Люди в этом караване выступали за что угодно, только не за мир. И если подобные караваны начнут прибывать в Газу, то результатом будут смерти мирных людей по всей территории Израиля. Кто-то, возможно, сочтёт это правильным, но только пусть не называет себя миротворцем.

Участие Турции, Сирии, Ирана и ХАМАСа во всём этом понятно. Понятны так же и их мотивы. Что называется,a la guerre comme a la guerre. Однако в данном контексте интересна позиция европейцев. Ведь именно они, а не арабские страны, являются авторами мифов о свободе, демократии и мире, тех мифов которыми спекулируют сейчас "миротворцы". Почему западные СМИ столь явно тенденциозны в освещении событий, происходящих здесь, а точнее, почему именно миф о "плохом" Израиле, попирающим гуманистические ценности, так востребован потребителями информационных продуктов? Кстати, я не утверждаю сейчас, что Израиль "хороший". Здесь хватает и проблем, и ошибок, как и в любой другой стране. Я говорю лишь об необъективной подаче фактов. Вы помните анекдот советских времён, когда об одном и том же спортивном событии газеты Америки написали: "Американец пришёл первым, а русский последним", а советские газеты: "Наш спортсмен пришёл вторым, а американец предпоследним". И те и другие написали правду, не указав, что в забеге участвовало только два человека. Примерно так же сейчас говорят и об Израиле. Да, мы не найдём откровенной лжи в репортажах уважающих себя каналов, но мы не найдём там и правды. Как и политики, они говорят то, что хочет слышать потребитель их товара.

 И да, согласен с теми, кто скажет, что и в израильском медийном пространстве существует  миф о непобедимой армии и об исключительной доблести наших солдат. Но наравне с этим "нормальным", существующим практически в любой стране, патриотическим мифом мы слышим здесь и жёсткую, открытую критику в адрес ошибок, сделанных армией в этой операции. Возможно я что-то пропустил, но я не слышал пока критики в адрес Турции или IHH, организовавшей эту флотилию, из уст западных комментаторов. Ни разу. Т.е. никто не показал, скажем, вот эти кадры:



После первого дня настоящей истерии в международных СМИ, с появлением в интернете кадров избиения "миротворцами" израильских солдат страсти заметно улеглись. Комментарии и выступления стали чуть более умеренными, хотя принципиально их направленность не изменилась. Однако, даже если бы выяснилось, что все погибшие пали не от рук израильских коммандос, то у мирового сообщества осталось бы ощущение, как в том анекдоте: "ложки нашлись, а осадок остался". Хотя, пожалуй, ещё более честным и точным было бы обозначить своё отношение другой цитатой: "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Только еды и других материальных благ в Европе сейчас избыток. По-настоящему в ней царит голод идеологический и ценностный. Энергия и талант благополучных граждан развитых стран, давно излечившихся от болезней раннего капитализма - нищеты и бесправия широких слоёв населения, оказались не востребованы на родине. Да, есть проблемы с экологией и глобализмом, но
их масштаб и острота пока не сравнимы с потрясениями 19-го и 20-го веков. Поэтому нерастраченные силы ищут новые фронта для сражений во имя спасения мира. А кто ищет, тот всегда найдёт...

 Это можно понять, но меня мучит вопрос: почему прогрессивное человечество решило спасти именно палестинцев (а не курдов, басков, жителей Тибета...)? Почему Израиль оказался вовлечён в ту же групповую динамику, что и испокон века возникала там, где появлялись евреи, общинами или по одиночке. Почему этот народ вне зависимости от масштаба группы, от его успешности и даже собственной суверенной государственности выбирается окружающими на роль козла отпущения? Почему именно про евреев особенно приятно создавать мифы о том, что они добавляют в мацу кровь христианских младенцев, что столетиями плетут мировой заговор, запротоколированный сионскими мудрецами, что считают себя выше всех остальных народов? Почему эти мифы остаются столь устойчивыми и востребованными, что постоянно вдохновляют на создание их разнообразных ремейков и вариаций?

У меня нет ответов на эти вопросы и потому они особенно болезненны. В школьные годы мне пришлось испробовать роль козла отпущения лично на себе, и я очень хорошо помню, как чувствовал себя тогда. Дело, кстати, было вовсе не в моей национальности, а в полной некомпетентности в сфере социальных навыков. Я довольно рано начал это понимать и в течении нескольких лет преодолел  проблему. Тогда было понятно в чём она и что с ней делать. Но сейчас я действительно не знаю, что Израиль делает не так, в чём его вина, кроме самого факта существования и обеспечения довольно успешной и счастливой жизни своим гражданам. А, может быть, и нет никакой вины? Тогда почему, даже записывая этот текст, я испытываю чувство странной неловкости и... вины? Не это ли делало и делает нас таким удобным прообразом мифологического злодея?

 

Tags: Израиль, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments