Eugene (Hanan) Krasnoshtein (3_14pi) wrote,
Eugene (Hanan) Krasnoshtein
3_14pi

9-ое Ава (в этом году 30 июля)

Многие знают о том, что Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, прежде чем народ вошёл в землю Канаана, обещанную ему богом. Обычно при этом говорят, что он сделал это, дабы сменилось поколение людей с ментальностью египетских рабов и народ вошёл на свою землю внутренне свободным.

Однако в таком изложении упускается один принципиальный момент. По "первоначальному замыслу" евреи должны были направиться в Канаан прямо из Египта. Но эти привыкшие к обману и потерявшие веру люди на протяжении всего относительно короткого пути постоянно роптали и выражали сомнение в надёжности обещаний Всевышнего. Ни Десять Египетских Казней, ни расступившееся Красное море, ни вода, ударившая из скалы, ни манна небесная, ни прочие чудеса не смогли растопить лёд недоверия, навеки сковавший души несчастных беглецов. Они постоянно пытаются вернуться к привычному поведению и то сооружают золотого идола, то собирают впрок  сыплющуюся с неба манну, то ропщут на своих предводителей МошЕ (Моисея) и Аарона.

Апогеем этого недоверия становится решение отправить в Святую Землю разведчиков, которые должны проверить, правда ли она так хороша, как обещал им Бог и насколько просто будет её завоевать. Моисей поддаётся давлению своего запуганного народа и сам проявляет слабость перед лицом Всевышнего, который ещё совсем недавно говорил с ним и даровал Скрижали Завета на горе Синай.

И вот 12 разведчиков, по одному от каждого колена, отправляются в Землю Обетованную и через 40 дней возвращаются с докладом. Они сообщают, что земля действительно прекрасна и течёт молоком и мёдом, но, НО... Города в этой земле отлично укреплены и живёт там сильный народ. Десять из двенадцати разведчиков уверяют, что евреям не под силу завоевать Канаан и только двое, Калев и Иегошуа, увещевают людей внять голосу Всевышнего и положится на его волю. Но никто их не слышит. Народ всю ночь плачет и обвиняет Бога в злобе против себя. Происходит это событие девятого числа месяца Ава.

Бог был разгневан подобным поведением евреев настолько, что хотел уничтожить весь народ, кроме Моисея, который дал бы начало новому, более разумному, племени. Но Моисею удаётся уговорить Всевышнего отказаться от столь фатального наказания.

 И всё же Бог покарал евреев, причём не только тех, кто поддался панике, вызванной рассказами разведчиков, но и все последующие поколения. Первым наказанием как раз и явились 40 лет блуждания по пустыне, так хорошо известные представителю западной культуры. По году за каждый день разведки. Из тех, кто вышел из Египта, только Калеву и Иегошуве, тем двум разведчикам, которые сохранили веру в божественную силу, было позволено войти в Землю Обетованную. А 9-го Ава стал с тех пор самой траурной датой в еврейском календаре, потому что именно в этот день происходили самые большие несчастья еврейского народа.

Так девятого Ава были разрушены оба Храма, в 422 г до н. э. и в 68 г н.э. В эту же дату в 1095 было объявлено о начале Первого Крестового похода, во время которого было уничтожено множество евреев и целых общин. спустя ещё чуть более 400 лет девятого Ава в Испании был подписан указ об изгнании евреев из страны. Вот здесь есть достаточно подробный список множества несчастий, произошедших с евреями в этот день.

Прошло почти три с половиной тысячи лет после совершения "греха разведчиков", но урок, полученный народом в пустыне не потерял своей актуальности и по сей день. Можно не верить в Бога, можно считать Тору сборником красивых мифов, но гораздо сложнее отмахиваться от исторических закономерностей и совпадений. Каждый раз, когда евреи в массе своей отдаляются от веры и забывают о своём главном предназначении, с ними происходят беды и катаклизмы, отголоски того первого и самого серьёзного конфликта народа со Всевышним.

Чтобы память об этом событии и осознание ответственности за измену своей судьбе никогда не покидали сердца людей, в день девятого Ава (на иврите "тейшА бе Ав") соблюдаются правила глубокого траура. Они включают в себя полный суточный пост, отказ от всех увеселительных мероприятий и множество других деталей. Даже в таком относительно светском государстве как Израиль и даже те, кто далёк от религии, не могут не почувствовать особенность этого дня. Вечером не работают дискотеки и рестораны, по телевизору и радио нет привычных развлекательных программ.

Я сам раньше постился 9-го Ава и соблюдал большинство других правил, но с годами внутренняя потребность в этом почти исчезла. Теперь для меня эта дата - ещё один повод вспомнить о том, как важно стремиться к пониманию и исполнению своего предназначения. Ведь если изменить масштаб и приложить урок "греха разведчиков" к судьбе одного человека, а не всего народа, то мораль его не потеряет своего смысла. Бог говорит с каждым из нас. Он делает это через знаковые события, встречи и удивительные совпадения. Каждый может услышать его зов и обещание получить свою собственную обетованную землю и у каждого могут возникнуть сложности на пути в неё.

9 Ава это не только годовщина множества несчастий еврейского народа, но ещё и символ цены, которую приходится платить за неверие в свои силы и сомнения в поддержке окружающего мира. И стоит помнить об этом дне и отмечать его ещё и для того, чтобы в нашей жизни не случилось своего собственного девятого Ава, когда малодушие навсегда лишит возможности войти в предназначенную лично нам Святую Землю.

Tags: общество, психология, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments