Eugene (Hanan) Krasnoshtein (3_14pi) wrote,
Eugene (Hanan) Krasnoshtein
3_14pi

Мысли в гендерный праздник

Сегодня на почту пришло несколько поздравлений с 23-им февраля. Все стихотворные. Как и многое другое, издалека во времени и пространстве эти праздники воспринимаешь совсем не так, как раньше. Под "этими" я подразумеваю два советских гендерных праздника 23 февраля и, конечно, 8 Марта. То что раньше казалось совершенно естественным, сейчас вызывает немного странное ощущение. Интересно, что, на сколько я знаю, на Западе нет подобных дат. 8 Марта если и отмечается, то скорее какими-то феминистскими организациями и имеет совсем другой смысл. Думаю, что неспроста Женский и Мужской (де-факто) день так прижились в Союзе.

Когда в 94-ом году я первый раз после 4 лет отсутствия приехал в Россию, то одна из поразивших меня вещей, было отношение ко мне девушек. Я говорю в первую очередь о бытовом ординаром общении в магазине, транспорте, конторах. Я вдруг ощутил эту разницу между полами, это забытое приятное чувство, возникающее от особых взглядов, длинных красивых ног под мини, от со вкусом подобранных деталей одежды. Я почувствовал, что девушки перед выходом из дома думают о том, что снаружи их ожидают встречи с мужчинами, к которым нужно быть готовым и быть во всеоружии. Ведь  не исключено, что кто-то из этих встреченных мужчин окажется "тем самым", тем долгожданным и многократно нарисованным в мечтах. И если такая встреча произойдёт, то он не должен пройти мимо, должен узнать и выделить её среди других. 

  Даже когда я просто шёл по улице и на краткое мгновение встречался взглядом с идущей навстречу барышней, между нами происходил молчаливый диалог, полный смысла и содержания. Я видел, что меня за эти доли секунды успели оценить и примерить на себя, выставить безошибочную оценку, и параллельно с этим непостижимым образом одарить кокетливым призывом,  продемонстрировать одновременно игривую заинтересованность и возбуждающую неприступность. Даже женщины вполне устроенные в личном плане всё равно сохраняют умение вести диалог на этой сексуальной волне, незримо транслирующей мужчинам волнующие послания.

  Я помню, как меня будоражили эти взгляды и одежды, это внимание молодых женщин ко мне, как к мужчине, проявлявшееся в словах и интонациях, как продавщица, только что довольно резко разговаривавшая с покупательницей, смягчалась и даже как-то светлела изнутри, переводя взгляд на меня.

Оказывается всего за 4 года я забыл, что всё это существует в России. Отчасти причиной тому была моя юность. Я уехал в 22 года, когда ещё мало что смыслил во всех этих тонкостях. Но то что особенно обострило моё восприятие это, конечно, контраст гендерных отношений, принятых в России и в Израиле. Как известно, всё познаётся в сравнении и (о да!) мне было что и с чем сравнивать.

В Израиле женщина и мужчина равны в гораздо большей степени. Между ними не существует этого постоянного лёгкого напряжения, порождающего сладкие токи в теле и искорки во взглядах, нет ощущения охотника, окружённого прекрасными и стремительными ланями. В офисе, на рабочем месте, на улице женщина это в первую очередь коллега, пешеход, клерк, а уже потом существо противоположного пола. Нет флирта, нет игры, нет тайны. 

Я не возьмусь оценивать, что лучше, а что хуже. Это просто две разные культуры. В обеих есть нечто, что мне нравится и что мешает. Конечно, в России в отношении полов больше драматизма в самом широком смысле этого слова. Там гендерные роли более дифференцированы и табуированы, между ними существует бОльшая дистанция в ментальной, социальной и сексуальной плоскостях. И, как результат, люди вкладывают значительные силы не в прямое общение, а в культуру привлекательности, в культуру сигналов, посланий и социальных маркеров. Подобно тому, как это происходит в дикой природе, женщины ведут себя как бабочки, как цветы, выделяясь красками, запахами, вкусом и утончённостью. Мужчинам наоборот, свойственно активное поведение самцов, дерущихся за право обладания самкой. Они более агрессивны и брутальны, с удовольствием и гордостью демонстрируют свои статусные отличия. В образе идеального мужчины присутствуют ярко выраженные маскулинные черты. Соответственно женщина, находящаяся рядом, должна подчёркивать его достоинства и оттенять недостатки. Она должна быть красива, ухожена, недемонстративно умна и хорошо знать, как вести себя со своим спутником. Конечно, нарисованные типажи - большое упрощение, отражающее лишь тенденцию, впрочем, вполне проявленную, чтобы быть заметной на каждом шагу. Чтобы убедиться в этом достаточно представить себе женщину в роли президента России или даже премьер министра. Довольно сложно, не правда ли?

В Израиле женщина и мужчина это в большей степени деловые партнёры, они не делают внутренней "стойки" при встрече друг с другом на улице или в магазине. Здесь всё эмоционально проще, обыденнее. Одеваясь утром, перед выходом из дома, израильтяне не думают о том, что должны нравиться противоположному полу. Точнее это не стоит в первых приоритетах. Главное для них нравиться самим себе, чувствовать себя одетыми комфортно с точки зрения и стиля, и бытового удобства. Мнение других их интересует постольку поскольку и отчасти поэтому на улице множество барышень, одетых небрежно или безвкусно, но уверенных и вполне довольных собой.  

Девушка здесь без тени смущения говорит в компании сослуживцев, что пошла в туалет, или, ещё похлеще, что у неё сегодня плохое настроение, т. к. начались месячные. Мужчины не открывают перед женщинами двери, не встают, когда дама входит в комнату, не уступают ей место, не подносят покупки, не подают руки при выходе из автобуса, не платят за неё в ресторане. Идеальный мужчина должен любить своих детей, быть ответственным отцом и мужем, хорошо зарабатывать, делать карьеру, заниматься спортом и иметь какое-нибудь занимательное хобби. Требования к идеальной женщине очень похожи, разве что многие из израильтян пожалуй добавят, что она должна очень любить секс. Может быть, приоритеты будут расставлены немного иначе, но сам список качеств не так уж зависит от пола.

Конечно, хотелось бы совместить обе этих культуры, обменяться опытом каждой. Израилю в этом смысле повезло больше. Сюда за короткое время приехал миллион женщин и мужчин, выросших в иной культуре, увеличив население на четверть. Это не могло не сказаться на облике страны. Многие израильтяне оценили по достоинству особенности гендерного поведения "русских". Хотя на первых порах поведение наших девушек трактовалось, как ни странно, как распущенное и прошло несколько лет, чтобы от расхожего стереотипа: "все русские проститутки" местные мужчины из числа тех, что поглубже и пообразованней, перешли к поиску тех же русских, но уже в качестве жён.

И всё-таки каждая культура имеет слишком веские причины быть такой, как она есть, чтобы быстро меняться в ту или иную сторону. Формируясь веками, она превращается в устойчивую самодостаточную систему и как бы не хотелось нам получить некий идеальный тип путём математического объединения достоинств двух разных народов, это остаётся возможным лишь в отдельных частных случаях.
По этому поводу вспоминается старый еврейский анекдот:
В купе вагона знакомятся люди и одна привлекательная девушка очень вдохновлённо рассказывает, что её нравятся два типа мужчин - ей нравятся индейцы за их мужество, атлетизм, они не знают страха, невозмутимы и так дальше. Она также в восторге от евреев - они умеют делать деньги, всё могут достать, живут в достатке и прочее.
Молодой человек свешивает ноги с верхней полки и обращается к девушке : " Разрешите представиться - Чингачгук Абрам Моисеевич"

А потому дни, подобные 8 Марта и 23 февраля, скорее всего никогда не станут национальными праздниками в Израиле, да и вообще где-нибудь за пределами России. Здесь люди не считают разность полов достаточной причиной для устраивания из неё такого события  с подарками и поздравлениями, преимущественно стихотворными. Зато в Израиле отмечается День Семьи, который нынче по иронии судьбы чуть не совпал с 23-им февраля. День этот не выходной, но почитаемый. Принято, чтобы дети в этот день делали небольшие подарки своим родителям, причём вне зависимости от возраста.

 "Не прижился бы здесь такой праздник", - думал сегодня я, читая стихи, присланные моими добрыми знакомыми из России. Собственно именно эти стихи и запустили ход мыслей, что изложены выше. Особенно меня зацепили два четверостишия, в ответ на которые  не удержавшись написал маленький стиш, который и завершит это небольшое эссе.

Вот они:

Непросто быть Мужчиной в нашем веке, 
Быть - лучшим, победителем, стеной, 
Надёжным другом, чутким человеком, 
Стратегом между миром и войной. 

Быть сильным, но... покорным, мудрым нежным, 
Богатым быть, но... денег не жалеть. 
Быть стройным, элегантным и... небрежным. 
Всё знать, всё успевать и всё уметь.
 

А вот то, что сложилось в ответ:

Вот так, мужчины, бедные созданья,
Объекты для несбыточных надежд,
Мы получаем список ожиданий
Под блеском поздравительных одежд.

Читайте повнимательнее перлы,
Поскольку между строчек телеграмм
Желают НАС завистницы и стервы
А те, кто любит... те желают НАМ.

Но мы ведёмся с каменного века
На этот героический набор.
Нам слишком мало просто человека,
К нему нам нужен мамонт и топор.

Готовы мы пробить любые стены,
Чтоб стать кумиром статусных фемин,
А быт и будни - проигрышная тема,
Не стоящая истинных Мужчин!

Tags: общество, эмигрантское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments