Eugene (Hanan) Krasnoshtein (3_14pi) wrote,
Eugene (Hanan) Krasnoshtein
3_14pi

НЛП

 По собственной инициативе я врядли стал бы писать об НЛП. Однако, когда появился пост в ру_психолог, то не удержался от пространных коментариев. Я привожу их здесь без изменений в качестве отдельной записи, т.к. жалко терять, и добавляю ещё несколько слов по поводу других коментариев к этому посту.

Говоря об НЛП, стоит отделять два его аспекта: техники и идеологию.
С точки зрения техник НЛП мало что добавляет к тому, что существовало до него. Оно разве что выстраивает свою терминологию и селективно заимствует приёмы и подходы из другин дисциплин, пытаясь акцентуировать и усилить суггестивную составляющую, добиваясь на этом пути определённого результата. Поэтому полезно знать какие-то приёмы из НЛП, относясь к ним как к усовершенствованным инструментам, которые можно использовать в других контекстах, либо для лучшей защиты от суггестивных воздействий масс-медии, обрушивающей их на нас в огромных количествах.
По идеологии же НЛП это наука о манипулировании, о придании произвольной форме желаемого смысла. В этом качестве она является большим злом, т.к. узаконивает предпочтение формы над содержанием и даёт инструменты, позволяющие подавлять и обесценивать в себе глубинные духовные, холистические мотивы. Благодаря этому, НЛП делает челвоека свободным от моральных и этических норм и "лечит", возникающий при этом естественный дискомфорт.
Не пытайтесь спорить с НЛП-ером. Это также бесполезно, как спорить с солипсистом. У вас нет общей базы, вы вкладываете разный смысл в одни и теже понятия. Иначе он не был бы в НЛП. Среди НЛП-еров есть два типа людей. Одни выбирают этот путь совершенно сознательно, потому что им нравится этот эпикурейский эгоистический подход, не осуждающий обман окружающих ради личного блага. Вы найдёте их среди пикаперов и пиарщиков. Они вполне довольны своим мировоззрением и у них нет причин в нём сомневаться. Другие имеют теже самые наклонности, но в латентной форме. Поэтому они занимаются рационализацией своих желаний, пытаются подвести под них системную базу, назвать их духовными. Но это только видимость системности и духонвости, в лучших традициях НЛП. Эти люди внушили себе, что НЛП не противоречит морали, и далее используют теже НЛП техники, чтобы даказать себе и другим, почему это так. Для здравого смысла здесь просто не остаётся места. Как только он вступает в противоречие с избранными убеждениями, его перестают видеть и слышать, включается фильтр восприятия.
   Вы не здумывались, почему НЛП так увлекает некоторых людей и почему оно нашло столь благодатную почву именно в среде носителей русской культуры? Ведь на западе оно очень мало востребовано.
НЛП по механизму увлечения им похоже на увлечение раличнымо сектанскими учениями или массовыми радикальными идеологиями, наподобие фашизма или коммунизма. Оно обращается к скрытым желаниям, живущим практически в каждом из нас, но сдерживаемых общественной моралью, совестью и внутренним духовным началом, и объявляет их легитимными и "хорошими", не требующими подавления. Здесь работает механизм компенсации подсознательной неуверенности в себе, комплекса неполноценности. Освобождение от сдерживающих моральных факторов даёт челвоеку ощущение неординаронй силы, избранности, возвышает в собственных глазах над толпой. 
   В России сегодня, с одной сторооны, очень сильны сожаления по утраченной имперской значимости и величию, а с другой, нет достаточно устойчивой общественной моральной системы, следование которой было бы поощряемо и уважаемо, не говоря о более глубоких архетипических предпосылках. Всё это делает людей, особенно молодых, чрезвычайно восприимчивыми к учениям, подбным НЛП.


По поводу других коментариев ещё раз с болью убедился в том, как размыто в нашем нынешнем обществе представление о том, что есть хорошо и что плохо. У многих людей из-под ног настолько выбиты какие-то основы, моральные устои, общечеловеческие ценности, что они оказываются как бы подвешенными в воздухе,  без каких-либо явных ориентиров и системы приоритетов. Очень характерна фраза, сказанная одним из коментирующих: "Под здравым смыслом каждый человек подразумевает свой собственный." На первый взгляд она даже может показаться вполне безобидной, но по сути за ней стоит отрицание самого понятия здравого смысла.
"Здравый смысл — в социальной психологии этим термином обозначают систему общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями в рамках данной культуры, и необходимую каждому человеку для объяснения и оценки встречаемых явлений." ((c) Википедия)
Поэтому, когда человек говорит, что у каждого свой здравый смысл, это означает, что он не признаёт существование общепринятых представлений или, что они не имеют для него никакой ценности. Это весьма распространённое для нашего времени отношение к миру. Именно оно позволяет учениям, подобным НЛП овладевать умами и с лёгкостью подменять понятия, утверждать, что белое это чёрное, что эгоизм это форма духовности, а добро и зло издержки субъективного взгляда на мир.  
Tags: психология, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments