Eugene (Hanan) Krasnoshtein (3_14pi) wrote,
Eugene (Hanan) Krasnoshtein
3_14pi

О дураках, умных и их ошибках.

Есть одна расхожая народная мудрость, которая с детства не даёт мне покоя. Звучать она может по разному, но смысл сводится к тому, что “умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих”. Так часто говорят люди, ссылаясь на чей-то горький опыт, когда пытаются убедить нас в том, что поступать нужно именно так, как они советуют. Мне самому много раз приходилось слышать эти слова от своей мамы, но в силу упрямого характера, я всегда отвечал, что предпочитаю оставаться дураком, но поступать по-своему. Сегодня, приближаясь к своему сорокалетию и имея уже определённый опыт успехов и ошибок, мне хочется поделиться своими соображениями о том, когда, учитывая чужой опыт, можно действительно избежать собственных ошибок, а когда это приводит к отказу от своей индивидуальности и судьбы.

Вообще, нужно сказать, что тот, кто способен учиться на ошибках, своих или чужих, уже далеко не “дурак” в контексте нашего разговора. Ведь часто мы предпочитаем объяснять неудачи неблагоприятностью обстоятельств или чьими-либо кознями. Поэтому умение связать неудовлетворительный результат со своими действиями и извлечь из этого положительный урок на будущее, уже является признаком определённой мудрости. И это первое возражение нашему воображаемому оппоненту. Второе возражение состоит в том, что чтобы стать тем "умным", который может учиться на чужих ошибках, вначале нужно совершить множество своих. К сожалению, нет другого способа научиться видеть ошибки, кроме как заниматься активной деятельностью и постоянно сравнивать получаемый результат с ожидаемым и желанным. Достаточный жизненный опыт является необходимым условием для того, кто хочет научиться чему-то, наблюдая за другими. Поэтому нашу пословицу следует понимать не так буквально. Дурак и умный в ней - это мера опытности, а не правильности жизненных подходов. И если вы умны, но молоды, то не станете слишком бояться своих ошибок. Нужно пробовать жизнь на вкус, на запах и на ощупь, даже если это чревато неприятными ощущениями и неудачами. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает, и это тоже народная мудрость.

И последний аргумент состоит в том, что тот выбор, который для одного является ошибкой, для другого может быть судьбой. Ведь у каждого из нас свой вкус, свои задачи, свои приоритеты и возможности. Если бы некоторые из нас не стремились постоянно в области, где все их предшественники терпели фиаско, то человечество перестало бы развиваться. Поэтому учиться на чём-то примере можно лишь до известной степени.

Вообще, возможности обучения на чужом опыте принципиально ограниченны. Наблюдая за другими, мы можем учиться только количественно, а не качественно. Если нам не знаком, скажем, вкус апельсина, то наблюдения за тем, кто его ест, ничего не дадут. Придётся всё равно его попробовать, чтобы понять о чём идёт речь и составить своё мнение. Дело в том, что слушая рассказ или наблюдая за кем-то, мы переживаем событие очень ограниченным набором чувств. Мы не можем оценить всей полноты ситуации, т.к. не находимся внутри неё, не воспринимаем в стереоэффекте всех возможных ощущений. Поэтому судить по чужому опыту можно только о чём-то качественно знакомом.

Вывод из всего этого таков: нужно стремиться узнать о мире как можно больше, пропуская его через себя, проживая с возможной полнотой каждую отпущенную секунду и делая максимум возможного. И чем больше совершено и узнано самим, тем бОльшую пользу становится возможным извлечь, наблюдая за другими. А вместе с этим приходит и правильное понимание народных мудростей и соответствующее следование им.

Tags: психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments