Eugene (Hanan) Krasnoshtein (3_14pi) wrote,
Eugene (Hanan) Krasnoshtein
3_14pi

ОПК как повод поговорить о нравственности

Последнее время часто слышишь дискуссии по поводу введения ОПК – курса основ православной культуры. Говорят об этом и в ЖЖ. Вот по следам одного такого разговора о том, как относиться к ОПК пишу о своём мнении.

Итак у обсуждения есть два полюса. Первый, преподование религиозного предмета в школе, что большинством участников воспринимается как вторжение в частную жизнь, второй – как свести предполагаемый вред к минимуму. В науке есть такой приём, попробовать представить себе идеальную ситуацию (систему) и, отталкиваясь от неё, оценить реальность и по возможности приблизить к идеалу.

Итак об идеальной ситуации с преподаванием религий. Религия это неотъемлемая часть культуры народа (не нации), если говорить о русском народе, то православие во многом повлияло на разивитие России и русской ментальности. Я не говорю хорошо повлияло или плохо, в данном контексте это не важно. Соответственно человек, который индентифицирует себя с русской культурой, во многом находится под влиянием культуры православной, пусть и апосредованно. Это опять же не хорошо и не плохо, это просто факты. Самоиндентификация – вещь жизненно важная и для отдельного человека, и для целого народа, поэтому государство должно помогать своим гражданам узнать свою историю и культуру.    
 
Проблема духовности, точнее бездуховности общества, на сегодняшний день стоит очень остро и искреннее, подчёркиваю искреннее приобщение ребёнка к духовным ценностям, в т.ч. и к нравственной стороне религии, это благо и для общества, и для будущего гражданина. При этом, во-первых, не должно быть никакого насилия или зомбирования, во-вторых, должна быть альтернатива. То, чего действительно стоит бояться,  что под флагом приобщения к культуре общечеловеческой и национальной решаются совсем другие задачи, что государство, церковь или школа начинут спекулировать культурными ценностями в собственных интересах. И ещё худшего зла, чтобы вновь не произошло принудительного обращения в веру, какой бы эта вера ни была. Культурные и нравственные ценности – да, могут прививаться, но вера и соблюдение обрядов – дело исключительно личное.

   Введение ОПК, по-видимому, преждевременно и является некоторым насилием власти над обществом. Но если на нём действительно будет преподаваться правослваные история и культура, то всё, на мой взгляд, не так уж страшно. Но представим, что опасения оправдываются, и на уроках религиозные деятели начинают рассказывать, как хорошо быть православным и ходить в храм. 
Тогда возникает три варианта поведения:

  Первый, всей душой принять христианство и православие и искренне получать удовольствие от процесса. Его я обсуждать не буду, т.к. по теме религиозного ребёнка в светской семье уже сказано и написано очень много. Ситуация очень сложная, но редкая.

  Второй, предложенный одним из отцов, объяснить ребёнку, что урок ОПК ещё одна неприятность в жизни, к которой нужно приспособиться, как к капризам природы, делать по предмету возможный минимум и спокойно жить дальше. Вроде звучит приемлемо, но что-то мешает. Мне лично мешает то, что такой родитель заранее принял решение, что правильно, а что нет. Что религия и провославие это плохо для ребёнка, тем самым лишив последнего выбора. Таким образом он в сущности уподобился противоположной стороне, которая теми же методами убеждает в необходимости быть православным. Отец может возразить: “но это же МОЙ сын, Я за него отвечаю”. На что государство ответит: “Но он и мой гражданин и я за него отвечаю, и за тебя, кстати”. И оба где-то будут правы. Беда, что при этом и тот и другой забыли про ребёнка, про свободу будущего гражданина на самоопределение, даже если оно будет не таким, как хочется одной из сторон. 
Но в таком подходе есть ещё нечто мешающее. Это тенденция цинизма, прививание безразличия к важным вопросам. Потому что и ОПК и вообще любые проявления государства – это в т.ч. и функция отношения граждан к происходящему. Безразличие – это молчаливое согласие. Согласие на обман, на неуважение к личности, неуважение к себе. Легче всего ходить на ОПК или на комсомольские собрания с фигой в кармане, а дома смеяться над попом или комсомольским вожаком, но рано или поздно они вторгаются в ваш дом и вынуждают делать то, что вам гадко.

   Третий путь, это попытаться воспитать в человеке нравственную шкалу ценностей, которая поможет ему иметь собственное мнение о том, что для него хорошо, а что нет. На этой шкале нет ответа кем лучше быть, правослваным, католиком или мусульманином. Там говориться только о том, что нельзя радоваться от того, что другому плохо и что нельзя быть равнодушным. Это путь более тяжёлый, но и более верный.

   Мне кажется, что всё меньше и меньше родителей идут третьим путём, чего бы это ни касалось. И боюсь, что детям придётся расплачиваться за наш выбор.


Update: В той дискуссии прибавилось три анонимных коммента (первый, второй, третий), в которых говорятся похожие вещи, только подробнее и жёстче.
Tags: общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments