Eugene (Hanan) Krasnoshtein (3_14pi) wrote,
Eugene (Hanan) Krasnoshtein
3_14pi

Здесь и сейчас

Природа времени – тема, занимавшая лучшие умы человечества на протяжении всей его обозримой истории. Время – самая неуловимая категория. При том, что на сегодняшний день физики умеют наиболее точно измерять именно его (девять десятичных знаков!), непосредственно ощутить время недано никому. О его течении мы можем судить лишь наблюдая за изменениями, а измерять - благодаря строгой периодичности некоторых процессов. Известное рассуждение Аврелия Августина: "Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но коль скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик" справедливо и спустя более пядтнадцати веков.
Человек интуитивно разделяет время на три фазы: прошлое, настоящее и будущее. С первым и последним дело обстоит относительно просто. Но на вопрос: «что такое настоящее?» - до сих пор никто не дал удовлетворительного ответа. По-видимому, он принадлежит к числу «вечных» философских дилем, подобно вопросам о смысле жизни, об абсолютных добре и зле и о том, что есть человек. Одна из причин того, что эти вопросы не имеют «правильного» ответа состоит в том, что они решаются по-разному в разных системах координат. Так для субъективного идеалиста настоящее может не существовать в принципе, для физика – оно определяется точностью хронометра, а для психолога – это туманное «здесь и сейчас», жить которым он предлагает своим пациентам. Определение настоящего может так же меняться от человека к человеку или в зависимости от обстоятельств.
А что если попытаться не искать строгой объективной формулировки этой скользкой категории, что если попробовать измерять время не равномерными отрезками, не минутами и секундами, а таким чисто психологическим понятием, как событие. Не строго периодичное, подобное наступлению дня и ночи или взмаху маятника, а событие абстрактное, то которое является в данный момент наиболее важным для нас и на котором сконцентрированна наибольшая часть внимания.
Такой подход ко времени, может быть, не является строго научным, но он наиболее точно соответствует человеческой природе. Антропологический подход к пространству был предложен ещё Кантом. Одним из его доводов в пользу трёхмерности пространства был существование трёх интуитивных ортогональных осей: спереди-сзади, справа-слева и низ-верх. Но если для описания пространства допустимо отталкиваться от геометрии тела, то для описания времени мы должны обратиться к органам чувств. Ведь именно они фиксируют изменения - суть время.
Пять классических чувств имеют совершенно чёткие различия по временным характеристикам. Если представить событие, как надвигающийся на нас предмет, то мы увидим, что органы чувств включаются в его восприятие последовательно, в соответствии со скоростью распространения сенсетивного агента. Последовательность такова:
- зрение (скорость света)
- слух (скорость звука)
- обоняние (скорость диффузии молекул в воздухе)
- вкус, осязание (требуют непосредственного прикосновения)
Каждый следующий анализатор реагирует на сигнал, распространяющийся с меньшей скоростью и несущий с собой бОльшую энергию и требующий большего контакта. Характерно и то, что удалённость рецепторов от головного мозга изменяется в той же последовательности: сетчатка глаза находится ближе всего, а тактильные рецепторы наиболее удалены. Таким образом, мы начинаем воспринимать событие «издалека» и, по мере приближения его к нам, получаем о нём всё более подробную и разнообразную информацию. В тот момент, когда событие достигло нас, поток информации от него в органы чувств максимален, оно становится нашим настоящим, захватывает внимание, затем происходит обратный процесс. Событие удаляется, оставляя шлейф в органах чувств и памяти.
Скоростная разноплановость органов чувств создаёт многомерность психологического восприятия настоящего. Она придаёт бесконечно малой точке между прошлым и будущим временную объёмность, растягивает её до размеров ОЩУЩУАЕМОГО события. Течение жизни отмеряется не мгновениями, а непрерывной чередой больших и маленьких проишествий, следующих друг за другом, слагающихся в более значительные. Жест, шаг, вздох, пришедшая в голову мысль, увиденное лицо в толпе. Праздничный вечер, проект, поездка. События - это то, что мы осознаём и запоминаем. Приходя на свидание, мы вначале видим издалека любимого человека, затем приблизившись слышим голос, ощущаем запах, чувствуем прикосновение. Мы постепенно погружаемся в событие и именно оно, состоящее из слогающих его минисобытий, становится ншим настоящим, а не нейтральные мгновения.
Определив настоящее, как наиболее переживаемое в данный момент событие или события, можно говорить более предмето и о том, что подразумевается под «здесь и сейчас», которое так часто употребляется в психологической и эзотерической литературе. Утверждение, что «жить нужно в настоящем», подразумевает, что наши проблемы зачастую связаны с одной из двух крайностей. Первая из них – постоянное переживание ошибок прошлого - «вот если бы я тогда сделал так-то, то всё было бы по-другому». Не отпуская свои ошибки, не прощая их себе, мы как бы втягиваем давно минувшее событие в своё настоящее, не даём ему стать прошлым, уменьшая тем самым долю внимания, которая предназначена для событий текуших и наступающих. Такое событие становится паразитом нашего настоящего, т.к. изменить в нём уже ничего нельзя но оно отнимает время и силы.
Другая крайность – прожектёрство, несбыточные планы на будущее, подменяющие конструктивное поведение. В этом случае мы начинаем переживать событие, которое ещё слишком далеко от нас, чтобы разглядеть его черты. Это позволяет наделить его теми свойствами, которые хотели бы в нём видеть. Если же увлечься таким фантазированием, то можно и не узнать реального события, когда оно приблизится на расстояние досягаемости, не сделать его своим настоящим, пропустив незамеченным. Такое поведение напоминает бег голодного ослика, впряжённого в тележку, перед мордой которого возница на длинной палке держит лакомство. Ослик бежит вперёд за приманкой, которая не приближается к нему ни на сантиметр, хотя мог бы остановиться и насытиться подножным кормом.
Обе эти проблемы связаны с неумением распознать наиболее важное в данный момент событие, дабы уделить ему необходимое внимание, максимально войти в него. Они являются средством побега из настоящего и приходящей с ним реальностью. И как неизбежно следствие этого, наши силы тратятся напрасно, ни к чему не приблежая и ничего не меняя.
Это не значит, что жить нужно исключительно тем, что происходит в непосредственной близости от нас. Это тоже будет крайностью, чреватой дроблению времени на слишком мелкие события, ни одно из которых не задержится в памяти надолго, не даст пищи уму и сердцу. Ведь одним из наиболее важных событий для человека (если не самым важным) является вся его жизнь. Это значит, что чтобы прожить её с максимальной отдачей, нужно постоянно помнить об этом, отдавая свои силы жизни, как одному целому, задумываясь о её смысле, о том для чего она, и что будет после.
Если бы можно было произвести такой спектральный анализ человека, разложив растрачиваемую им энергию на гармоники длинных и коротких событий, то мы бы смогли очень многое понять о нём. Если максимум энергии придётся на высокие частоты, т.е. на события относительно короткие, значит человек живёт преимущественно бытом и насущными задачами. Если же максимум, наоборот, расположен в районе низких частот, то это значит, что его больше волнуют глобальные задачи, занимающие значительные отрезки времени. Первая категория – люди более нацеленные на результат и на эмоциональную чувственную сторону жизни, вторая – философы, мыслители, художники, ведущие жизнь более далёкую от осязаемых ценностей, разговаривающие с вечностью. Каждый человек имеет свою «доминирующую частоту», ту длительность событий, которой он посвящает бОльшую часть своего внимания и сил. Эта частота может меняться с возрастом. Если человек развивается, то с наступлением зрелости собственная частота начинается медленно двигаться в сторону низких гармоник. Человек всё больше думает о том, что сделал за свою жизнь, чем будут поминать его потомки. Иные же с течением лет становятся более мелочными, всё более концентрируясь на своём теле, ощущениях, комфорте.
Кроме доминантной, каждый человек имеет «собственную частоту», наиболее гармоничную и комфортную для него. К сожалению, далеко не всегда доминантная и собственная частоты совпадают. Но когда это происходит, то наступает резонанс. Тогда наши усилия дают максимальный результат, а ощущение жизни становится самым сильным. Такое состояние является самым комфортным и гармоничным, поэтому человеку имеет смысл стараться нащупать его. Если мы заняты черезчур мелкими событиями, то нерастраченная энергия проявляется черезмерностью усилий по мелочам, вспыльчивостью, раздражительностью, агрессивностью. Когда мы уходим в другую крайность и пытаемся браться за слишком большие и долговременные проекты, то энергии не хватает, мы становимся рассеяными и неаккуратными, страдает быт.
Конечно, всё это довольно грубые, качественные оценки. Но они дают возможность взглянуть на жизнь по новым углом, помогают лучше понять себя и окружающих, найти свой путь. Мы должны учиться видеть и проживать события во всей их полноте, учиться предвкушать и смаковать, готовится и хранить в памяти. Должны учиться видеть суть событий, чтобы наполнить ею наше «здесь и сейчас» и не пропустить мимо то, что составляет жизнь.
Tags: избранное, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments